Индекс потребительского сектора в 2023 году продемонстрировал сильную динамику и вырос на 52,6%. Однако с начала 2024 года снижение составило 2,2%, что лучше результата Индекса Мосбиржи.
Однако стоит учитывать, что именно на продуктовый ритейл приходится порядка половины состава Индекса.
Сама отрасль представлена следующими компаниями:
Магнит (#MGNT)
X5 Retail Group (#FIVE)
Лента (#LENT)
О’КЕЙ (#OKEY)
Fix Price (#FIXP)
Novabev Group (#BELU).
В чем заключаются особенности отрасли?
Сектор продуктового ритейла исторически считается защитным. Продукты питания – это товары первой необходимости, а спрос на них стабилен даже в периоды экономических кризисов или, например, высокой инфляции. Такие компании способны генерировать прибыль и положительные денежные потоки даже в периоды экономической нестабильности.
Более того, инфляция, наоборот, позволяет продуктовым ритейлерам показывать повышенные темпы роста, поскольку они могут перекладывать эффект роста цен на потребителей, не опасаясь падения спроса.
Учитывая повышенное инфляционное давление в экономике РФ в текущий момент, это существенное преимущество.
Наконец, деятельность российских компаний из отрасли ритейла сфокусирована на внутреннем рынке, из-за чего они не подвержены прямому влиянию внешнеторговых ограничений, с которыми столкнулась экономика РФ в последние годы. Также в секторе отмечается низкая зависимость от импорта (по различным оценкам, от 7 до 15%), что снижает негативный эффект от разрыва глобальных цепочек поставок и проблем в внешнеторговых расчетах на фоне приостановки биржевых торгов валютой.
Какие перспективы у отрасли на среднесрочном горизонте?
Летом 2024 года темпы роста цен в экономике РФ перешли к стремительному ускорению: годовая инфляция увеличилась до 9,13% в июле. Ввиду вышеописанных защитных функций сектор продовольственного ритейла не пострадает от падения потребительского спроса на фоне высоких цен – наоборот, это будет способствовать росту доходов из-за увеличения среднего чека.
Другой фактор роста – продолжение консолидации рынка. Крупные игроки продолжают экспансию на Дальний Восток и в другие регионы, а также приобретают более мелких конкурентов.
Наконец, не менее важными драйверами роста являются развитие онлайн-продаж (большинство крупных ритейлеров делают ставку на это направление), а также динамичное развитие сетей дискаунтеров (магазинов низких цен).
Все эти факторы продолжат поддерживать рост отрасли.
Стоит ли инвестировать в акции ритейлеров?
Ответ - да. Сектор продовольственного ритейла является важной составляющей инвестиционного портфеля ввиду его защитных функций.
При этом многие компании обладают значительным потенциалом роста, а также платят неплохие дивиденды.