Данный сектор не представлен отдельным отраслевым индексом и его можно разделить на две отрасли:
1) Компании оказывающие медицинские услуги:
Мать и Дитя (#MDMG), Европейский медицинский центр (#GEMC) и Аптеки 36.6 (#APTK),
2) Производители лекарств вместе с биотехнологическими компаниями:
Артген Биотех (#ABIO), Генетико (#GECO), ММЦБ (#GEMA) и Фармсинтез (#LIFE).
В чем заключаются особенности данной отрасли?
Здравоохранение – одна из критически важных отраслей российской экономики, и не только потому, что она несет в себе значимую социальную функцию (охрана и укрепление здоровья населения страны).
Так, например, расходы на здравоохранение в России регулярно увеличиваются и в 2024 году составляют 6,7 трлн рублей (+26,4% с 2021 года) – это 3,7% от ВВП.
Сектор здравоохранения исторически считается защитным (поскольку является нецикличным). Лекарства и медицинская помощь – это товары и услуги первой необходимости, а спрос на них стабилен даже в периоды экономических кризисов или, например, высокой инфляции (с которой в текущий момент сталкивается экономика РФ).
Текущее состояние сектора и его перспективы
После санкций 2022 года российская медицина перешла на новый вектор развития. Для понимания, до 2022 года доля импорта медицинский изделий составляла порядка 80%, а доля импортных лекарств – 55% от рынка в денежном выражении.
Однако на фоне ухода зарубежных поставщиков медицинского оборудования, сырья для производства и лекарств (даже несмотря на отсутствие прямых санкций в этой области) правительство РФ перешло к масштабным программам импортозамещения в отрасли, активной поддержке отечественного бизнеса и стимулированию развития собственных производств.
Так, по госпрограмме «Развитие здравоохранения» в период с 2024 по 2026 год предусмотрено финансирование отрасли в размере 4 трлн рублей.
Что касается компаний из отрасли медицинских услуг (частные клиники, аптеки и пр.), то они практически не пострадали от введенных ограничений ввиду стабильного спроса на свои услуги. По заявлениям компаний, проблемы с доступностью медицинского оборудования и лекарств решаются по мере развития собственного производства, а старение населения, рост зарплат, недоступность зарубежной медицины и прочие факторы, наоборот, ведут к росту потребительского спроса на частные медицинские услуги.
Стоит ли инвестировать в акции компаний из отрасли здравоохранения?
Считаю, что да.
Во-первых, это представители защитной отрасли, акции которых слабо реагируют на различные макроэкономические вызовы и нестабильность.
Во-вторых, данные компании являются прямыми бенефициарами фокуса государства на импортозамещении в здравоохранении.