10 июня 2021

МУЛЬТИПЛИКАТОР EPS, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ НАМ ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БИЗНЕСА И ПОКАЖЕТ, НАСКОЛЬКО ХОРОШО РАБОТАЕТ КОМПАНИЯ

Простыми словами мультипликатор EPS (Earnings per Share) — это отношение чистой прибыли компании к количеству выпущенных акций.
У каждой компании разная чистая прибыль и разное количество акций. С помощью этого мультипликатора мы поймем, какой доход получает компания при пересчете на одну акцию
EPS = чистая прибыль / количество обыкновенных акций

 Сразу оговорюсь, что этот мультипликатор не подходит для сравнения разных компаний между собой. Его можно использовать только внутри одной компании.
Чтобы понять, хорошо ли развивается бизнес, необходимо рассчитать EPS за последние несколько лет и оценить его изменение.

Определим динамику этого показателя за последние пару лет для условного бизнеса — овощного магазинчика. Для простоты расчетов допустим, что эта компания выпустила 1000 акций. При этом чистая прибыль в 2018 году составила ₽300 тыс, в 2019 — ₽420 тыс, в 2020 — ₽500 тыс.

₽300 000 / 1000 акций = ₽300

Значит, EPS нашего магазина составляет ₽300, ₽420 и ₽500 на 1 акцию соответственно.
В нашем примере дела у магазина идут неплохо – EPS каждый год увеличивается.
Значит, у нас есть основания предполагать, что в дальнейшем у этого бизнеса также не будет проблем с финансами.

EPS растет, когда увеличивается прибыль компании или уменьшается количество ее акций. EPS падает, когда снижается прибыль или увеличивается количество акций.
Чем больше EPS, тем более привлекательна компания. Если мультипликатор растет из года в год и поквартально, то с большой вероятностью можно говорить о росте стоимости акций.
Приходите на БЕСПЛАТНЫЙ мастер-класс, где мы разбираем примеры трёх инвест. портфелей на разные стартовые капиталы: 10, 50, 300 тыс рублей
Есть небольшие накопления, но не знаете, с чего начать?
бесплатно
СТАРТ: СЕГОДНЯ, 20.00 МСК

Мастер-класс «Начинающий инвестор»

за 1.5 часа вы узнаете
МАСТЕР-КЛАСС
ФЕДОРА СИДОРОВА
Этот мастер-класс про классические и эффективные способы, как начать зарабатывать на инвестициях. Без сомнительных фондов, вложений больших денег и сложных действий. Наглядно увидите, куда и как вкладывать деньги, чтобы через несколько лет они приносили в 2 -5 -7 раз больше. А уже после решите — подходит вам или нет
Узнаете, с чего начать инвестирование, даже если сейчас вы в нем полный ноль
Возьмёте свои доходы и расходы под контроль, пропишите план действий на 5 лет вперед
Сделаете первый шаг к формированию инвестиционного портфеля, даже если в кошельке сейчас только 5000 руб
Увидите разборы ситуаций других людей, начинавших с абсолютно разных сумм
Увидите прямо на трансляции, как работает инвестирование и насколько оно подходит вам
Как начать откладывать по 5000 руб сегодня и превратить их в сотни тысяч рублей уже через год благодаря пошаговой системе
Плюсы и минусы EPS:


1
 + Легко посчитать самостоятельно или найти этот показатель на сайтах-агрегаторах
https://smart-lab.ru (для российских компаний)
https://finviz.com/ (для зарубежных компаний)
2
+ Подходит для первичной оценки компании. Его динамика позволяет оценить развитие бизнеса.
3
— Показатель не подходит для сравнения компаний — нужно дополнительно рассчитывать мультипликатор P/E.
4
— Из-за разного количества и вида акций результаты расчета могут сильно отличаться.
5
— На прибыль влияют разные показатели, которые сложно спрогнозировать.
 EPS растет, когда увеличивается прибыль компании или уменьшается количество ее акций. EPS падает, когда снижается прибыль или увеличивается количество акций.
Как видите, рассчитать этот показатель достаточно легко. Да и вручную это делать необязательно – все данные можно найти в отчетных документах на официальном сайте компаний или на специализированных сайтах.

А теперь реальный пример:
— EPS Тинькофф Банка по данным сайта https://smart-lab.ru/q/TCSG/f/y/
с 2016 по 2020 годы увеличился с ₽55,2 до ₽221,8 на 1 акцию.
— А вот у Газпрома https://smart-lab.ru/q/GAZP/f/y/
этот показатель за последние три года только снижался: с ₽61,5 до ₽0,01 на 1 акцию.

По итогу: EPS позволяет оценить эффективность компании, но не подходит для сравнения двух и более бизнесов. Использовать его можно только в связке с другими мультипликаторами.